Напряженность мышц, неврозы и мышечные зажимы

Болезнь стресса

Среди болезней, обусловленных стрессом, самая распространенная — гипертония, часто приводящая к сердечно-сосудистым нарушениям.

Я наблюдал, как кровяное давление пациента уменьшалось на 30 единиц после моего занятия с ним в течение 30 минут, во время которого он расслаблял напряженные мышцы. У людей с тромбозом коронарных артерий, как правило, очень напряжена верхняя часть грудной клетки. Я обязательно говорю им о необходимости ее расслабления и улучшения использования мышц всего тела.

Стрессом часто бывают вызваны и желудочно-кишечные заболевания: боли в желудке или кишечнике, спазмы в толстой кишке, колит, потеря аппетита, метеоризм, обычный запор. Боли в животе бывает трудно точно диагностировать. Поэтому сначала необходимо провести подробные исследования, чтобы выяснить, не имеется ли патологических изменений. Если предпринятое после этого лечение не дало положительных результатов, то целесообразно приступить к исправлению осанки, всегда нарушенной в таких случаях. Для таких больных характерно небольшое боковое смещение грудной клетки в нижней области спины, а также искривление грудного и поясничного отделов позвоночника. На напряженность этих мышц следует обратить особое внимание при болях в животе неясного характера.

Большинству людей, страдающих от мигрени, можно помочь, объяснив, как освободиться от неравномерного напряжения мышц головы, шеи, лица. Существует и конституционная предрасположенность к мигрени, но почти всегда у страдающих от головных болей людей наблюдается постоянная напряженность мышц затылка и шеи. Мне приходилось лечить таким же образом и эпилептиков. Благодаря методу Александера можно заметно уменьшить частоту эпилептических приступов, а иногда и полностью излечить эту болезнь.

С наибольшим успехом метод Александера применяется при лечении различных мышечных судорог и тиков — от профессиональных спазмов мышц у машинисток и телефонисток до таких тяжелых заболеваний, как спастическая кривошея и продолжительные спазмы плеч и туловища.

Техника Александера — это средство, при помощи которого различные функции тела могут быть интегрированы в некую иерархическую структуру. Она усваивается как новая конструкция тела, при помощи которой "глупые" рефлексы могут быть поставлены под контроль "разумного" мозга.

Напряженность мышц и неврозы

Примерно десять лет я проработал вместе с Матиасом Александером и убедился, что его метод открывает новые пути в диагностике и лечении психических заболеваний. Из работ Александера следует, что психоневрозы сопровождаются такими симптомами, как излишнее напряжение мышц и плохая осанка.

Более поздние исследования ученых показали, насколько велика корреляция между психическим и мышечным тонусом. Например, выяснилось, что напряжение мышц рук связано с чувством враждебности, а таза и бедер — с сексуальными проблемами. Установлено, что психически больные люди испытывают чрезмерную физическую напряженность.

Александер считал, что его техника гораздо эффективнее в лечении неврозов, чем разнообразные антидепрессанты или электрошоковая терапия. Люди, страдающие неврозами, всегда "зажаты". Для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (явление дистонии). Неврозы, по убеждению Александера, "вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли". Поэтому он считал, что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху. Александер утверждал: "Нельзя стать психически здоровым человеком, неправильно управляя своим телом".

Я не сомневаюсь, что психотерапевтам и психоаналитикам удается заглянуть в прошлое больных, чтобы понять причины душевных травм. И это, безусловно, важно. Однако, как и Александер, я считаю, что при лечении внимание надо уделять не столько исследованию этих причин, сколько созданию новой "конструкции тела", новой системы управления мышцами.

Для пациентов, страдающих депрессией, типична "удрученная осанка". Врачи обращают внимание на нарушения при депрессии таких функций, как сон, аппетит, сексуальное влечение и т. д., но, как правило, не замечают такого яркого проявления болезни, как осанка. Прием антидепрессантов и электрошоковая терапия могут лишь временно улучшить состояние больного, но не излечить его. Хотя принцип Александера не панацея от всех болезней, но он дает людям возможность не зависеть от врачей и лекарств.

Мышечные "зажимы"

Многие люди не могут получить сексуального удовлетворения только из-за того, что их мышцы излишне напряжены. Причем речь идет не только о половых органах. Чувственным наслаждениям мешают "зажимы" в различных группах мышц: шеи, затылка, груди и живота — поскольку они влияют на дыхание, а также поясницы, таза и бедер — так как они влияют на движения половых органов.

Возникновению эротических ощущений могут мешать два типа нарушений, связанных с плохим владением телом. Прежде всего разного рода ограничения подвижности тела. Они могут быть вызваны плохой осанкой или тем, что эротические движения причиняют боль и приводят к судорогам в закрепощенных мышцах.

Но возможны и более тонкие нарушения. Излишнее мышечное напряжение может нарушить поступление в мозг сигналов, возникающих в процессе мышечных сокращений. Все попытки вызвать эротические ощущения при помощи целенаправленных действий в этом случае обречены на неудачу, так как они блокируются мышечным "зажимом". Исходя из метода Александера, самый верный способ избавиться от такого "зажима" — умение давать приказания важнейшим группам мышц: головы, шеи, спины, органов дыхания. При неравномерном распределении напряжений (дистонии), чтобы снять "зажим" в области мышц таза, необходимо вначале добиться расслабления мышц в области затылка и плеч и только после этого перейти к управлению мышцами в средней части спины и грудной клетки.

Яркими примерами мышечных блокад, которые удается снять с помощью метода Александера, являются вагинизм у женщин и преждевременная эякуляция у мужчин (как результат мышечной дистонии).

Словесные команды

Метод Александера оказался настолько оригинальным, что вначале озадачил многих специалистов. Лечение опирается в основном на словесные команды. Если его проводит методист, специально обученный технике Александера, он своими прикосновениями мягко регулирует положение тела пациента, одновременно произнося определенные команды, меняющие степень напряжения тех или иных мышц. Причем воздействие на тело пациента производится в строгой последовательности. На таком сеансе ("уроке Александера") пациент учится расслаблять и растягивать мышцы по заданной программе, запоминая определенные команды, которые у него потом всегда будут ассоциироваться с правильной осанкой.

Можно осваивать технику Александера самостоятельно, хотя это значительно труднее. В этом случае, зная типовые команды и их последовательность, пациент должен найти собственный способ "давать указания мышцам", при котором команды будут ассоциироваться с правильными положениями тела.

Один пациент рассказывал мне, что он предпочитает не отдавать своему телу приказы, а задавать вопросы, при помощи которых он выясняет, соответствует ли его осанка желательной. Используя такую мягкую форму команд, он может сравнить информацию, поступающую от мышц, с идеалом, и благодаря постоянной обратной связи ему легче устранить отклонения от нормы.

Урок Александера

Методист, следуя разработанной Александером технике, сначала тщательно исследует строение тела пациента, все группы его мышц, а также костей.

Затем пациента просят лечь на спину на твердую медицинскую кушетку. Под голову ему кладут твердую подкладку толщиной 2,5 см; если у пациента уже появился "горб" (сильная сутулость), то толщина подкладки должна быть увеличена до 7,5 см. Методист просит пациента никак не реагировать на его прикосновения, то есть сдерживать естественную рефлекторную реакцию.

Методист кладет руки на шею пациента справа и слева. Пациент должен произносить про себя формулу: "Шея свободна, голову — вперед и вверх", не производя при этом никаких движений. Мысленная команда "Вперед!" в данном случае не дает ему отбрасывать голову назад (то есть на подкладку), а команда "Вверх!" мешает втягивать голову в плечи (подобно черепахе). Методист мягко приводит голову пациента в такое положение, в котором он освобождается от каких бы то ни было напряжений мышц затылка, препятствующих смещению головы вперед и вверх. Но, конечно, от существующих много лет искривлений позвоночника и напряженности мышц нельзя избавиться в один момент. Пациент должен в течение многих дней и недель постепенно привыкать к новому положению шеи и головы. Однако усвоение этого навыка само по себе тоже недостаточно. Пациент должен научиться сохранять оптимальное положение тела не только в состоянии покоя, но и реагируя на внешние раздражения.

Вначале методист осуществляет незначительное раздражение. Он, например, говорит пациенту, что будет поворачивать его голову слегка в сторону. Как правило, в этом случае пациент не может удержаться от самостоятельного выполнения этого движения. Однако суть метода Александера в том, чтобы научить пациента сдерживать мышечную реакцию, "тормозить" ее.

Согласно схеме "ввод — обработка — вывод", необходимо не отвечать на раздражение (ввод информации) непосредственно мышечной реакцией (выводом), а вначале осуществить обработку информации (раздражения), произнося про себя: "Голову вперед и вверх". В то время как пациент произносит эти слова (при условии, что он "тормозит" попытку осуществить движение самостоятельно и предоставляет его выполнение методисту), удается обнаружить, в какой момент возникают напряжения мышц шеи и головы.

Методист должен также пояснить важность указания "шея свободна", чтобы пациент не только ассоциировал полное указание "шея свободна, голову вперед и вверх" с пространственным положением черепа по отношению к грудной клетке и "горбу", но и почувствовал освобождение от напряженности шеи и горла.

Затем методист дает команду: "Вытянуть и расширить спину!", — и соответствующими прикосновениями старается вызвать удлинение и расширение мышц спины. При вытяжении спины надо следить за тем, чтобы позвоночник чрезмерно не прогибался в середине.

Воздействуя на грудь и таз, методист добивается того, чтобы поясница почти полностью прижималась к кушетке. В это время пациент должен произносить команды в правильной последовательности. Если он напрягает шею, в то время как методист воздействует на поясницу, следует вернуться к команде "Голову вперед и вверх" и повторять ее до тех пор, пока пациент четко не ощутит это движение; затем к этому добавляется формула: "Вытянуть и расширить спину".

После этого методист сгибает ноги пациента в тазобедренных суставах и в коленях. Он должен опять-таки настоять на том, чтобы пациент "тормозил" самостоятельные движения. Он предлагает ученику к формулам для шеи, головы и спины добавить формулу: "Бедро свободно, колено — в потолок".

При работе над плечевым поясом и шеей пациент, как правило , замечает, что одно плечо у него ниже другого. Если он не будет думать о том, что следует направить голову вперед и вверх, то вследствие сокращения трапециевидной мышцы голова вместе с плечом переместится вниз.

В конечном счете достигается положение, соответствующее анатомической норме пациента, то самое "положение покоя", в котором различные части тела находятся в состоянии равновесия.

Методист должен постоянно подчеркивать, что для достижения значительной мышечной активности требуется усилие всего тела, а не локальной группы мышц. Если предплечье должно осуществлять значительную работу, не следует сутулить плечи и сильнее напрягать соответствующую сторону шеи и затылка.

Можно предложить пациенту во время урока более активную позу — стоя. Но он не должен стараться принять новую осанку, ему нужно просто представить ее и произносить про себя соответствующие формулы. Пациент должен не выполнять команды, а просто думать о них. Произнесение про себя команд — это "пробное действие", которое нужно выполнять в ответ на раздражения, поступающие извне. Все люди склонны реагировать на раздражение сначала "напряжением ожидания" — подготовкой к запланированному действию. Но "поза ожидания" часто тоже вызывает слишком большое напряжение. Поза стоя удобна и для самостоятельных занятий по методу Александера. О том, как их проводить, будет рассказано далее.

Когда пациент стоит не двигаясь, методист должен при помощи мягких воздействий руками вызвать по возможности спокойную "позу ожидания". При этом он предлагает пациенту закрепить это новое положение тела путем непрерывного произнесения формул.

Взято отсюда http://biofile.ru/chel/899.html

Как прорабатывать психологические причины болезни?

**********************************

Узнать больше о сайте "Самопроцесинг" можно здесь: Начать с этой темы!

Если у вас есть потребность и желание обсудить свою проблему и получить квалифицированный совет, это можно сделать здесь: Помогите решить проблему !

Если Вас интересуют практики и методики для самопрояснения, самоанализа и проработки своих проблем, тогда можно почитать здесь:    Простая методика для проработки - Процедура ТЕОС

Если Вас интересует профессиональная система для работы по восстановлению и исцелению себя, здоровья своего тела, восстановлению своего ресурсного состояния, то вам тогда сюда: Методика ТЕОС -  для рассоздания деструктивных программ

Теги: мышечные зажимы