Заигрывая с нацизмом - урок, который стоит выучить каждому

Это абсолютно реальная история, произошедшая в школе Эллвуда Кабберле города Пало-Альто, штат Калифорния.
Учитель истории Рон Джонс во время изучения Второй мировой войны решил провести эксперимент. Поводом послужил вопрос одного из учеников: Как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей?

Джонс видя, что класс опережает школьную программу, решил выделить неделю для проведения эксперимента.

Понедельник

В первый день учитель прочитал детям лекцию о силе дисциплины. В качестве примера он привел спортсмена, который для достижения успеха систематически и упорно тренируется. Джонс упомянул и о том, как много работает художник или балерина, чтобы довести до совершенства каждое движение, тоже самое касается и научных сотрудников, увлеченных решением различных задач.

Не обошлось и без практики. Учитель велел сесть школьникам в положение "смирно", так как оно лучше способствует учебе. После он попросил учащихся встать и сесть в новое положение. Далее он просил учеников выходить по одному из аудитории, а затем вернуться и тихо занять свое место. Эта "игра" школьникам понравилась. Они с интересом выполняли задания. Следующим этапом были ответы на вопросы, задаваемые преподавателем. Даже пассивные ученики с интересом повиновались всему, что говорил учитель.

Вторник

На второй день Рон Джонс вошел в аудиторию и заметил, что все ученики сидели в положении "смирно" молчали, некоторые из них улыбались, ожидая продолжения "игры", но большинство учащихся было с сосредоточенным выражением лица.
Во вторник учитель истории объяснил силу общности и велел скандировать: «Сила — в дисциплине, сила — в общности». К подобной практике ученики тоже отнеслись с воодушевлением. Они видели и чувствовали силу своей группы. Напоследок историк показал им жест, который они должны были использовать при встрече друг с другом. Называл он его "салютом Третьей волны". В последующие дни школьники регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

На третий день учитель истории выдал ученикам членские билеты. Никто и не подумал выйти из аудитории. Более того, 13 учеников ушли с других уроков, чтобы продолжить участие в эксперименте. Каждый желающий получил членский билет. На трех из них стояли красные крестики. Дети у которых был такой билет должны были сообщать о тех, кто не подчинялся требованиям класса.

Практика показала, что добровольным доносом помимо 3х выбранных занялись еще 20 человек. А коренастый парень, который не блистал умственными способностями, заявил, что будет охранять учителя, и ходил за ним по всей школе.

Несколько отличниц из класса сообщили об эксперименте родителям. Один из них решил выяснить подробности, позвонил учителю истории и остался, удовлетворен ответом. Джонс сказал, что сейчас дети проходят изучение немецкого типа личности. Историк был удивлен тому, как родители быстро успокоились. Тем временем школьники отнеслись к эксперименту со всей серьезностью и требовали соблюдения установленных правил и от других учеников школы. К концу третьего дня в их партии было уже более двухсот человек.

Четверг

На четвертый день Рон Джонс рассказал о том, что такое гордость.
«Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить...»
Учитель пояснил школьникам, что они стали частью национальной молодежной программы, основная цель которой - преобразование общества во благо народа.
Все, что они делали раньше, было подготовкой к "полезному делу". Историк произнес речь:

«Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня, мы сможем изменить судьбу нашего народа».

Тех, кто хоть чучуть сомневался в партии вывели в библиотеку. Ими оказались 3 отличницы, которые первыми рассказали своим родителям об эксперименте.

В конце дня учитель сообщил, что в полдень пятницы о Третьей волне объявит лидер движения. Он будет новым кандидатом на президентский пост.

Пятница

На пятый день в аудитории не было ни одного свободного места. Каким-то образом там смогло уместиться 200 человек. В 12.00 учитель истории закрыл дверь в кабинет и поставил часовых, чтобы никто не смог войти. Несколько человек ходили по аудитории и фотографировали собравшихся.

«Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». После этого Джонс сделал жест приветствия и 200 человек сделали тоже самое. Произнеся девиз, «Сила — в дисциплине», за ним повторили все присутствующие. Он произнес девиз снова, его повторили еще громче. Разогрев толпу, Джонс включил телевизор, но никакого выступления лидера не было.

Далее учитель произнес речь:

Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием «Третья волна». Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.

Для закрепления эффекта Джонс показал школьникам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

В конце фильма учитель подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слез.

Эксперимент, проведенный в 1967 году можно повторить и сейчас. Он окажется таким же успешным.
Проще всего это будет сделать в Европе. Люди, уставшие от наплыва беженцев и запуганные терактами, более охотно голосуют за националистические партии.

П.С. Происходящее в России  относительно культа Путина и философии "русского мира",  по сути - воспроизводство  этого эксперимента в масштабе всей нации. Но в отличии от эксперимента в американской школе, который  был управляемым и закончился на пятый день после его начала - российский "эксперимент" - вовсе не эксперимент, а суровая реальность, в которой почти целый народ удалось зазомбировать  идеями  исключительности и превосходства " русского мира" и  "божественности"  Путина. Счастливого хепиэнда не будет. Будет жесткое и  опускание  до уровня "нормального психически здорового человека":  или хаотично-обвальное, как в случае распада Советского Союза, или насильственное, как в случае с денацификацией в послевоенной Германии.
В истории всегда так происходило - исключений здесь не бывает. Идеи нацизма, превосходства одной нации над другими,  это тупиковый и самый последний этап конца эволюции нации  - деградации/распада/смерти общества, которое сформировала такая нация. После буйства агрессивных эмоций, весьма кратковременного по историческим меркам - наступает этап полного эмоционального выгорания, выхолащивания энергии и жизненных сил  и как итог  - распад общества.