Стыд - природа чувства стыда.
По материалах книги "Чувство стыда.Томас Троуб"
• Стыд — это внутреннее чувство собственной «недостаточности».
• У каждого из нас найдутся собственные слова, чтобы описать этот внутренний опыт.
• Когда нас охватывает стыд, мы не ощущаем себя.
• Если мы ставим перед собой зеркало, то первым впечатлением обычно бывает впечатление стыда. Неизменно мы находим что-то неправильное или то, что нуждается в улучшении.
• - Помните последний раз, когда вы чувствовали себя лишним или ни к чему не принадлежащим?
• - Или недавний случай, когда вас отвергли, или вы потерпели поражение в чём-то важном?
• - Помните, когда смотрели на кого-то снизу вверх и говорили что-то неуместное?
• - Или были с кем-то, кого уважаете настолько, что просто не можете ощущать себя?
• Такие моменты провоцируют в нас стыд. Когда он нас захватывает, мы чувствуем, что не хороши такими, как есть.
• Иногда мы можем ощущать стыд острее, или, как мы это называем, переживать «припадки» стыда, но на самом деле стыд остаётся в нас всё время. В некоторых случаях он действительно калечит нашу жизнь.
• Стыд усиливается внутренними голосами, подвергающими нас постоянной оценке.
• Они напоминают, что мы «дефективные» и должны измениться или улучшиться, чтобы у нас «получилось», чтобы победить и преуспеть.
• Эти голоса можно назвать «судьей-погонщиком». Без стыда «судья-погонщик» не мог бы существовать.
• Стыд говорит нам, что «судья-погонщик» в своих суждениях абсолютно прав.
• Самый калечащий аспект стыда состоит в том, что он отсекает нас от самих себя, отсекает от центра.
• Стыд заставляет нас чувствовать себя отсоединёнными от переживания себя внутри. И многие из нас живут в стыде так долго, что вообще не знают, что значит чувствовать себя внутри как дома.
• Мы отождествлены со стыдом.
• Во всех нас есть стыд, но каждый обходится с ним по-своему.
• У некоторых из нас стыд на самой поверхности, их постоянно терзает чувство собственной неадекватности, и они глубоко отождествлены с образом «неудачника».
• Другие перемещаются между чувством собственной недостойности и адекватной зависимостью от того, как идут дела в практическом плане.
• Успехи поднимают их вверх, поражения сбрасывают вниз.
• И они мечутся между манией величия и комплексом неполноценности, ролями «победителя» и «побежденного», в зависимости от отзыва, который получают извне.
• Есть люди, которые так хорошо компенсируют стыд «успешностью», что считают себя «победителями», а все остальные выглядят «неудачниками». Но тем из нас, кто эффективно компенсирует стыд, может потребоваться глубокая травма, например, утрата, отвержение, болезнь, несчастный случай или истощение, чтобы заглянуть в себя и увидеть, что за маской.
• Многие живут с убеждением, что, когда возникают чувства недостойности и поражения, нужно просто им не поддаваться, а пытаться лучше работать.
• Стыд с ними всегда, но они при этом считают, что поддаваться ему было бы признаком слабости и лени.
• Они могут считать, что если позволят себе в него войти, то никогда не смогут из него выбраться.
• Они не видят никакой ценности в том, чтобы позволять себе чувствовать стыд. Поймите, что, не совершив путешествия в собственный стыд, мы не сможем найти себя.
• Мы можем тонуть в стыде или преодолевать его, но в любом случае он управляет нашей внутренней жизнью.
• Наше глубокое внутреннее чувство говорит нам: «Я неадекватен, я неудачник и поэтому должен прятать свою неадекватность от других, чтобы они никогда не узнали обо мне правды».
• Мы прикрываем стыд компенсациями и таким образом бежим от себя.
• За фасадом нашего стыда прячется вечно присутствующий страх, который не уходит вопреки всем нашим усилиям справиться с ним.
• Процесс преодоления превращается в бесконечную борьбу, потому что, пока мы не научимся обращаться с подспудным страхом, неуверенностью или стыдом, они будут всегда нас преследовать.
• Огромная часть автоматического поведения приходит из стыда.
• Отождествлённые со стыдящейся частью, мы не доверяем себе и чувствуем зависимость от других в самооценке, любви и внимании.
• Мы так отчаянно нуждаемся в том, чтобы прикрыть пустоту, приносимую стыдом, что становимся угождающими, делающими, спасающими.
• Мы выбираем роль или поведение, приносящие хоть какое-то облегчение. Женщины часто отождествляют собственную ценность с тем, насколько они любящие и отдающие. Мужчины часто оценивают себя по фактору производительности.
• Всё это приходит из нашего наполненного стыдом образа себя.
•
Рана стыда погружает нас в «пузырь» стыда.
• Из него мы видим мир как опасные соревнующиеся джунгли, где есть только борьба, и нет никакой любви.
• В «пузыре» мы верим, что если не будем бороться, соревноваться и сравнивать, то не выживем.
• И, оставаясь в «пузыре» стыда, мы убеждены, что другие лучше нас.
• Они более достойны любви, успешны, компетентны, разумны, привлекательны, сильны, чувствительны, духовны, сердечны, храбры, осознанны и так далее.
• Конечно, у каждого из нас своя личная комбинация этих «более», которую мы проецируем на других людей.
• Кроме того, из «пузыря» стыда мы испускаем послание, содержащее, по сути: «Я не достоин любви и уважения, поэтому ты можешь меня отвергнуть, обойтись со мной плохо или воспользоваться мной, как хочешь и когда хочешь».
• Так наш стыд глубоко воздействует на отношение к нам других.
•
• Стыд упрочивает себя.
• Отсеченные от чувствования себя, мы идём за оценкой к другим и живём в компромиссе.
• На компромиссе оказываются построенными наши отношения.
• По мере того как мы привыкаем видеть себя как примиряющегося человека, наш полный стыда образ себя углубляется.
• Мы словно приглашаем отвержение, а наша самооценка ещё более снижается.
• Из-за разбитого образа себя в нас накапливается внутреннее напряжение, и мы можем легко двигаться в какую-то форму компенсирующего или непроизвольного поведения. Но это только усугубляет стыд.
•
• Хотя стыд является явлением, воздействующим на нас глобально, мы можем наблюдать его в некоторых областях жизни более интенсивно, в некоторых — менее.
• Из-за нашего разного прошлого мы можем испытывать глубокий стыд и неуверенность в разных аспектах: в связи с телом, сексуальностью, творчеством, храбростью, самовыражением, родительством или в отношении чувств и восприимчивости.
• Воздействуя на то, как мы общаемся, стыд часто вообще не позволяет нам открыться. Мы можем ощущать его как глубокий шрам на нашем существе, и чувствовать перед ним беспомощность.
• Из стыда приходит вечное чувство вины. Мы постоянно чувствуем, что сделали что-то плохое.
• Некоторые испытывают стыд нечувствительности. Например муж каждый раз, когда жена по любой причине грустна или уныла, тут же ощущает себя за это ответственным.
• Голоса стыда говорят: «Ты недостаточно её любишь и поддерживаешь, ты недостаточно внимателен». Из-за стыда нечувствительности его преследует вина за то, что он говорит не то, что надо, или слишком занят собой. Из-за стыда безответственности он чувствует вину за то, что делает недостаточно. И этот список продолжается.
• На каком-то уровне многое из того, во что мы верим из стыда, выглядит истинным.
• Мы чувствуем себя недостойными любви и в результате оказываемся отвергнутыми.
• Мы чувствуем себя трусливыми и тут же видим, как уходим от риска.
• Мы чувствуем себя толстыми и набираем избыточный вес.
• Мы чувствуем, что не можем никому дать ничего ценного, и подвергаемся осуждению или критике.
• Стыд — это продукт нашего ума, рожденный подавляющей, моралистической, соревновательной, материалистической и жизнеотрицающей культурой.
• Стыд — следствие того, что мы были воспитаны в среде, где не признавалось наше существо, и были вынуждены соответствовать странному миру, нечувствительному в самой своей основе.
• Стыд — не комфортное чувство. Он делает нас тяжелыми, онемевшими, сонными и подавленными.
• Он обволакивает нашу жизненную энергию, как тяжелое одеяло, и мы теряем связь с собой.
• В стыде мы не знаем, в чем нуждаемся, и не доверяем тому, что чувствуем, думаем, говорим или что интуитивно ощущаем.
• Ум наполняется тем, что мы называем «голосами стыда» — голосами "судьи-погонщика". Эти голоса осуждают и критикуют нас.
• Нас одолевает недоверие — и к самим себе, и к другим.
• Голоса стыда осуждают не только нас, но и все и вся снаружи нас Мир кажется враждебным и темным местом.
• Захочется ли нам оставаться в соприкосновении с раной и продолжать чувствовать? Гораздо лучше, думаем мы, избежать этого любым доступным способом.
• Провоцирующие стыд факторы иногда очевидны, иногда — почти неуловимы.
• Это может быть отвержение или то, как кто-то говорит с нами или смотрит на нас.
• Это могут быть ситуации, в которых мы чувствуем себя неполноценными или униженными.
• В нас может быть спровоцирован стыд, когда мы не исполняем чьих-то ожиданий.
• У стыда большое количество провоцирующих ситуаций.
• Наши личные раздражители имеют много общего с тем, как нас стыдили изначально.
• Когда мы начинаем понимать, как подвергались стыду, это приносит нам безмерное сострадание к самим себе. Мы начинаем понимать, что в нас нет ничего неправильного, и наши чувства неадекватности приходят из стыда.
• Инфицирование стыдом случается, когда естественная спонтанность, любовь к себе и живость ребёнка подавляются, и когда его существенные потребности не осуществляются.
• Такое может случиться в результате насилия, осуждения, сравнения или ожиданий, которым нас подвергают в детстве.
• Это также происходит, когда ребёнок заражается подавлением, страхами и жизнеотрицающими подходами родителей или культуры, в которой он воспитан.
• У каждого из нас был собственный уникальный опыт присвоения стыда.
• Редко бывает так, что кто-нибудь его избегает.
• Часто о нас заботятся любящие люди, и у них добрые намерения. Но они также подверглись стыду и, сами того не зная, передают его нам.
• У каждого из нас собственный способ не чувствовать стыд или его скрывать, но по сути в любой данный момент времени мы подпадаем под одну из двух категории — либо «раздуваемся», либо «сдуваемся».
• Раздуваясь, мы толкаем себя к тому, чтобы делать больше, быть лучше, работать тяжелее, производить выгоднейшее впечатление, получить работу, взобраться по карьерной лестнице, продолжать двигаться и так далее.
• Раздуваясь, мы используем свою энергию, чтобы убедиться, что стыд нас не пересилит.
• Но где-то глубоко внутри себя даже самые закоренелые «раздувальщики» остаются в страхе перед вечно присутствующей угрозой быть побежденными стыдом и в результате никогда не расслабляются.
• «Сдувание» — это противоположная сторона «раздувания»; мы сдаемся и подавляем себя.
• Это означает поднять белый флаг вместо того, чтобы продолжать борьбу.
• Некоторые из нас сдались давно, потому что продолжать бороться было слишком большим шоком и болью.
• Или мы сдаемся в одних областях и «раздуваемся» в других.
• Наш стыдящийся «Испуганный Ребёнок» всегда будет чувствовать, что в нём что-то не в порядке.
• Это наш стыдящийся «Ребёнок» чувствует себя глубоко неадекватным и думает, что никогда не сможет сделать достаточно, чтобы люди начали ценить и любить его.
• Он проводит всю жизнь, скрывая неуверенность в себе. Из транса стыда нас выводит видение, что мы — не этот «Ребёнок».
• Мы можем испытывать чувства стыда, неполноценности, неуверенности или неадекватности в разных областях нашего бытия:
а) Сексуальность — то есть потенция, оргазм, интерес, страхи.
б) Тело и внешний вид — то есть форма и размер тела, привлекательность, возраст, одежда.
в) Выживание — то есть способность зарабатывать деньги, защищенность.
г) Чувства — то есть способность чувствовать, например, грусть, открытость, уязвимость.
д) Личная сила — то есть утверждение себя, способность чувствовать и выражать гнев, знание и умение выражать, что вы хотите, или безответственность, лень, подавленность и подверженность страхам.
e) Радость — то есть способность быть спонтанным ИЛИ чувствование себя слишком серьезным или безответственным.
ж) Творчество — то есть знание своих дарований и умение их выражать.
з) Ясность — то есть способность жить свою жизнь так, как вы хотите, знание своих жизненных приоритетов.
• Мы по разному пытаемся справится со стыдом:
• а) С самим собой:
• Притворяемся, что страха нет;
• Осуждаем ли себя;
• Подавляем себя;
• Подстрекаем себя двигаться быстрее, больше работать;
• б) С другими:
• Устраняемся в собственный мир?
• Боремся и атакуем;
• Пытаемся быть приятным;
• Становимся массовиком-затейником;
• Принимаем оборонительную стойку.
• Обусловленность, которую получило большинство из нас, имеет природу стыда. Наши родители, сами того не зная, передали нам свой стыд.
• Но это состояние не многие из нас хотят чувствовать или принимать. Вместо этого мы его компенсируем, «раздуваясь» либо «сдуваясь».
• И компенсация не позволяет нам ни признать, ни исцелить стыд.
• Как только мы понимаем стыд: что это такое, как он ощущается, что его приносит, откуда он приходит, и как мы обычно от него бежим, — его воздействие на нашу жизнь становится меньше и меньше.
• Когда нас охватывает стыд, мы входим в состояние транса — в пузырь.
• В этом трансе мы чувствуем себя определенным образом, думаем определенным образом, ведем себя определенным образом и определенным образом видим мир.
• Мы чувствуем омертвелость жизненных сил, наш ум наполняется «голосами стыда», которые осуждают, критикуют и негативно себя сравнивают.
• Наше поведение может стать маниакальным или депрессивным, превратиться в нападение или упрашивание, в зависимости от нашей природы.
• И мы видим мир как враждебное место, состоящее из победителей и побежденных.